Действие второго, чрезвычайно напряженного и безжалостно графического художественного фильма военной трилогии великого польского режиссера происходит в последние дни Варшавского восстания 1944 года. Три группы поляков, будучи уже не в силах сдерживать противника, отступают в городские "каналы", то есть систему канализации. Зрителю с самого начала предлагают "следить за ними внимательней"; это последние часы их жизни". После того как задан столь пессимистический тон, мы видим, как они пытаются спастись, бежать и жить в условиях подземелья, будучи свободными от угнетения и потеряв идеалы на поверхности земли. Хотя мы знаем, что их ждет смерть, мы также знаем, что свобода вне канализации всего лишь относительная свобода. Зрителя Вайда не жалеет, показывая смерть, предательства, страдания, самоубийство, плен и отчаяние. Поляки все равно продолжают сражаться в надежде, что они увидят солнечный свет, льющийся в канализацию свободно, а не через металлическую решетку.
|