Это один из лучших психологических фильмов Бергмана. Мать и дочь. Какое страшное сплетение любви и ненависти, зла и добра, хаоса и созидания. И всё, что происходит, запрограммировано природой. Пороки матери наследует дочь. Мать потерпела крах, а расплачиваться будет дочь. Несчастье матери должно стать несчастьем дочери. Это как пуповина, которую не разрезали, не разорвали. Неужели это правда? Неужели горе дочери - это триумф матери? Рассуждать, о чем этот великий фильм можно долго, но лучше его посмотреть в одиночестве. Ведь самое удивительное в этом фильме состоит в том, насколько глубоко и верно Бергман сумел выразить психологию женщин, их страдания, душевные муки, страсти и переживания. "Осенняя соната" - прекрасный и, главное, предельно честный гимн женщине, где автор в любви своей не отступает тем не менее перед правдой, доводя до жесточайшего (до полного атеизма) разоблачения человеческой сущности своего кумира, сущности естественной, то есть чувствительной и бесчувственной, безмерно несчастной и непримиримо эгоистичной. Сущности в естественности своей парадоксальной, как парадоксален человек вообще и "всё человеческое, ему не чуждое".
|
Правда, стоит отметить замечательную игру главных героинь - матери и дочери, как будто свою жизнь проживали на экране......... но второй раз фильм смотреть не буду
Это четвертый фильм Бергмана, который я посмотрел. В каждом из них, и этот не исключение, в качестве центральной проблемы лежит проблема барьеров между людьми. Относительно данной картины уже написано многое, и написано правильно, о матерях-кукушках, которые по разным причинам бросают своих детей. Но вот парадокс: брошенные дети и у социально неблагополучных родителей, и у сверх успешных переживают примерно одинаковые проблемы во взаимодействии с другими людьми. Это: отчужденность, отсутствие эмпатии, неспособность любить и доверять другим людям.
Заметил, что эта проблема очень типична для скандинавской культуры. Многие, и я с ними согласен, связывают это с особенностями религиозности протестантов. В общем, казалось бы безобидная идея Лютера о личной ответственности человека перед Богом привела к духовной изолированности, индивидуализму лютеран и, отчасти, кальвинистов. Теперь северо-европейские страны пожинают плоды сделанного однажды выбора. Хорошо знаю статистику, ведь я социолог, много лет вел "Социологию семьи" (недавно из федерального стандарта ее исключили) и совершенно авторитетно могу сказать, что по таким показателям, как частота разводов, количество неполных семей, внебрачная рождаемость, холостячество скандинавы, северо-восточные немцы и исландцы находятся на первом месте в мире.
Свойственно ли это нам? В определенной степени. Но вот, что могу сказать сверх сухой статистики. Месяц назад на предзащите диссертацию моей аспирантки по теме "Неполные семьи: проблемы выявления потенциала социальной нестабильности" разнесли в пух и прах, п.ч. она, видите ли, оказалась политически некорректной. Рост неполных семей увеличивает потенциал нестабильности, с этим все согласились, но писать об этом нельзя, т.к. диссертация с такой категоричной постановкой вопроса может быть непринята в ВАКе.
Действительно, а зачем решать эти моральные проблемы. Дождемся скандинавского сценария и в будущем будем "наслаждаться" творчеством какого-нибудь российского "Бергмана", разоблачающего пороки отчужденности и духовного индивидуализма в нашей культуре. Ждать осталось недолго.
И так поколение за поколением, недолюбленные дети встают в стройные ряды несчастных людей. Этот фильм Abu Salama правильно назвал реквиемом. Для меня он стал реквиемом по материнской любви.
Помимо прекрасного актерского состава, нельзя не отметить работу оператора , какие кадры, какая игра теней. А музыкальное сопровождение просто изумительно. Особенно я влюбилась в сцену игры на пианино, матери и дочери.
Такие фильмы не забываются. Это сильнейшая трагедия человеческих судеб. Здесь нет места веселью, эти жизни окутывает непреходящая печаль. Одна так и не открылась для истины, другая так и не забыла ее горький вкус.
Ах, сколько боли, сколько(с).
В фильме иная ситуация, но та же трагедия. Когда женщина выбирает не семью и детей а что-то иное (в данном случае музыку).Блестящая карьера, частые гастроли, поклонники, гонорары... Бергман снимает эту маску, и за ней мы слышим голос совести, который не даёт покоя. Но когда к голосу совести добавляется голос дочери...
Жёсткий приговор родительскому эгоизму, который калечит детскую психику и превращает их в моральных инвалидов.
Фильм тяжёлый. Тем кто вырос в атмосфере любви и доверия может показаться ужасным кошмаром. Но любителям психологических драм, рекомендую.
Кино сильное и психологически тяжёлое для просмотра. Ставлю 5.
Отлично сыграно, персонажи настолько естественны, что возникает полное ощущение реальности происходящего. Но для меня слишком мрачно для повтора.
Чудесное описание...почти нечего добавить.Вдохновляет на просмотр уже только оно,одно.!
От себя добавлю,что недавно пересмотрев сей дивный шедевр(не побоюсь,громких эпитетов),не только не утеряла всей чувствительности к нему,но только сильнее прониклась той болью,тоской,растерянностью и отчаянием трёх женщин,связанных этой самой пресловутой и невидимой пуповиной.
Фильм с нечеловеческим надрывом пытается докричаться до наших сердец,он заставляет пульсировать тонкую жилку на виске,от переживаний тех страданий,что испытывают наши героини.
И ведь самое страшное,это так правдиво.Это так часто бывает.Такие трагедии ох как часты за закрытыми дверями многих семей,и прячут самые близкие друг другу люди свою ненависть.прикрываясь такой удобной шалью забытья.Но ничто не забыто,и никто не забыт.И всё так же больно и холодно.Всё так же память дарит отрывками горечь не прощения.Простить нужно,первая мысль.Да мысль трезвая,но как её воплотить,как вдохнуть её в жизнь.Если боль так сильна,что нет сил и жить и умереть.И прошлое тянет в бездну отчаяния.
Радует конец фильма.Всё-таки есть надежда,что эти отношения матери и дочери всё же дадут ростки жизни и света.
Не бойтесь говорить правду своим родным,не страшитесь эмоций и чувств,опасайтесь равнодушия и эгоистичного нарциссизма.Он разрушает вашу душу,и приносит страдание тем,кто вас любит.
Сильное кино.Страстное.Умное.Задумчивое.
Смотрите.