Один из культовых фильмов конца ХХ века. Жестокая драма о непростых взаимоотношениях в молодежной среде времен перестройки, когда социальные различия в "стране равенства и братства" порой становятся непреодолимым барьером и приводят к трагическим последствиям. Арлекино - кличка вожака компании хулиганов-беспризорников. Впрочем, он не считает себя заурядным хулиганом, у него своя, пусть и примитивная, идеология, свое понятие справедливости. Арлекино и его стая называют себя "волками - санитарами общества". Убежищем им служит полустанок неподалеку от города, откуда они совершают свои "санитарные" рейды в город: активно "наезжают" на металлистов, "фашиков" и прочих представителей неформальных организаций, образованными городскими "благополучными сынками". Неожиданное чувство к девушке из обеспеченной семьи заставляет Арлекино отправиться в стан врага. Он пытается войти в одну из тусовок "золотой молодежи". Но там свои законы и свои правила, подчас не менее жестокие, чем законы улицы. ©
|
По острым иглам яркого огня
Бегу, бегу - дорогам нет конца.
Огромный мир замкнулся для меня
В арены круг и маску без лица.
Я - шут, я - Арлекин, я - просто смех,
Без имени, и, в общем, без судьбы.
Какое, право, дело вам до тех,
Над кем пришли повеселиться вы.
Социальная драма с криминальным оттенком в приближающемся апокалипсисе Союза Нерушимого, Республик Свободных. Где беспросветность бытия в медвежьем углу размышлением тет-а-тет настигает главного персонажа. Никаких перспектив в выстраивании завтрашнего, даже хлипкими мостками к зрителю, режиссёр не предоставляет. Неужели пропасть уготована? Неужели загон предначертан? Отнюдь.
Два часа - это лишь прелюдия, которую обрисовал автор. Два часа - это степень взросления мальчика. Два часа - это и упоительная власть над окружением, и проживаемое в себе предательство близкого человека. Глумливая псевдоправда кодекса чести для "соплеменников", без отделения от них и грязь склада в душу, после распутной бабёнки в вымарывании. Это сила, в кураже стенка на стенку, это и бессилие, поставленного на колени. Твоя "правда", в столкновении с правдой иной, обменом мнений в электричке. И полусумасшедший поэт с бредовыми виршами началом картины, её серединой и приближающимся окончанием. Так что же здесь? Что перед нами? Да всё та же школа. Но без классов. А уроки, зарубками памяти. Учителя, горячи.
Закалка характера через сильные эмоции. Не сломаться! Выстоять! Преодолеть!
Только лишь два часа и продолжения нет. Но оно угадывается. Оно каждым из нас, прошедшим путь мучительного перерождения страны, читается в Арлекино.
Ах, Арлекино, Арлекино,
Нужно быть смешным для всех.
Арлекино, Арлекино,
Есть одна награда - смех!
Шпаной "с вагонки" управляет сегодня. С такими же неприкаянными совершает вояжи-набеги что тот удельный князь, на "земли соседей". По семнадцать лет мальцам. Завтра они будут призваны защищать устои Отечества в Армию, на Флот. Кузня наковальни продолжит вершить над ними свою работу. И возмужают в миг, и повзрослеют за 2-3 года необычайно. И дурь, подрастеряют, пройдя "все тяготы и лишения". Не оступиться бы им сейчас только. В круг ада мест лишения свободы, не угодить бы.
Выходят на арену силачи,
Не ведая, что в жизни есть печаль.
Они подковы гнут, как калачи,
И цепи рвут движением плеча...
А с "ОПГ" - организованной преступной группировкой, нам не предстоит столкнуться? Из "качалок" многие вышли. Из подвалов, где железом наращивали мышцу. В рэкет, в "Бригады", в братву. И все эти "деловые", здесь обозначенные, ещё содрогнуться от соприкосновения с нарождающимся классом "люмпенов". Поводырь есть. И он сильно обижен. Вряд ли он простит и "отпустит" эту тему. Впереди, вне всякого сомнения, месть. И месть жестокая. Понятно, что кинематограф СССР данную тему муссировать не мог. По идеологическим соображениям. Куда пастух погонит, Туда пойдут стада.
Все эти "Солнцевские", "Люберецкие", "Ореховские".... Но это уже "другое кино".
Интересно, что на новом витке истории "развития" общества как болезненные шрамы кинематографические зарисовки. "Республика Шкид"(1966) беспризорницкой артелью в усмирении о 20-х годах ХХ века. "Подранки"(1976) с детдомовской колыбелью для потерявших родителей, опалённых войной 1941-45 годов. "Пацаны"(1983) "о кухаркиных детях" страны Советов... И вот "Меня зовут Арлекино"(1988) один из финальных аккордов государства рабочих и крестьян... Строили-строили и, наконец построили....
...Я - шут, я - Арлекин, я - просто смех,
Без имени, и, в общем, без судьбы.
Какое, право, дело вам до тех,
Над кем пришли повеселиться вы.
Мне герои лично были не приятны, меня просто бесило их поведение и внешний облик, но это было такое время и практически в каждом городе и стоит ли судить их за это!
Это моё сугубо личное мнение
Уважаемый коллега, в 80-е я лично не принадлежал ни к какой группировке, хоть и носил серьгу в ухе и частенько делал ирокез. В нашем городе таких "правдолюбцев - пролетариев" как таковых вовсе не было. Я и сам не из "золотой" молодежи. Меня лично за мой внешний вид никто не гнобил на улице, за исключением моего завуча, да и то в стенах техникума. У нас гораздо легче было отхватить "люлей", если забрел в "чужой" район, который враждебно относится к твоему, и ты не знаешь там ни одного уважаемого человека. И это происходило независимо от твоего внешнего вида и классовой принадлежности. Единственно кого недолюбливали практически все - это "мажоров" и чурок"(прошу прощения за мой французский).
А фильм мне не понравился , потому что он слишком коряво и неправдоподобно снят,( а Фомина я вообще терпеть не могу) и вообще эти "очистители" с "вагонки" по большому счету - обычные гопники, с той лишь разницей, что ничего не "отжимали " у своих жертв. Модная в то время тема Классовой ненависти меня не трогала - я убежденный скептик и противник всякого насилия.
вечер добрый. Теперь, наверное, моя очередь. В целом, классовой неприязни к рабочему классу нет. Среди хорошо воспитанных рабочих подкупает простота и душевная теплота. Не было и в годы неформальной (правильно подметили) юности. Хотя драться с гопниками приходилось, и часто. Иногда, гады, били толпой одного. Может быть как-то это и повлияло на восприятие. Хотя, уверен, главное в отрицательной оценке то, что я считаю этот фильм спекулятивным. Его создатели просто "примазались" к модной тогда теме разоблачения действительности.
И всё же свою роль он выполнил. Вы только представьте, какую силу инерции необходимо было преодолеть, чтобы политически равнодушное советское общество забурлило, отринуло все старые догмы и стереотипы, и превратилось в антисоветское. Спасибо ему и на том.
Друг! Не о какой "классовой ненависти" тут речи не идёт, хотя представителю, так называемой "золотой молодёжи", к которой я тогда относился и довольно серьёзно занимающимся боксом, регулярно приходилось сталкиваться с подобными "пролетариями", и с неизменно печальными для них последствиями. Всегда считал, что тут дело не в социальном положении, а в плохом воспитании и умственной ограниченности. Потому, что знал и с успехом общался с очень многими из истинно "пролетарских", порой не совсем благополучных семей и далеко не все из них были ублюдками. А фильм мне не понравился ровно по одной причине - качества он довольно посредственного. Это касается и актёрской игры, которая не убедила, и откровенно "популярно-модного" сюжета, которым так и не удалось прикрыть откровенную корявость. Так что не переживай, друг, ну ошибся ты малость в своём предположении. Со всяким бывает.
Мне фильм всегда нравился своей правдивостью, разве не так всё было?
Соглашусь с Вами. Помню, как этот фильм просмотрели практически все в классе. Но обсуждали только постельные сцены. Всем моим одноклассникам тогда запомнилось лишь то, как они были оригинально отсняты (обошлись совсем без постелей). "Маленькая Вера", "Асса" и другие подобные в те годы имели куда более серьезную прессу. Даже среди нас, подростков.
уже больше чернуха.
люблю город Гродно,но не в этом кино.
В свое время смотрели эти фильмы не по одному и не по два раза в различных ДК... Тогда нравилось...