Фильм состоит из трех новелл («Санджар», «Лена», «Мамура»), связанных общими героями. Когда уходит детство и начинается другая, взрослая жизнь? Вряд ли серьезно задумывался об этом ташкенсткий мальчишка Санжар, главарь подростковой команды.
Вместе с другими ребятами он плавал на автомобильных камерах по мутной городской реке Анхор, презирал девчонок, дрался с другими мальчишками. И вот — нежданная встреча с прекрасной и удивительной девушкой Леной.
И горло перехватывает от предчувствия чего-то незнакомого и прекрасного, от соприкосновения с чудом, которое называется первой любовью. В Ташкент Лена была эвакуирована из блокадного Ленинграда. Это тяжелое время не сотрется из памяти никогда. С тех пор у нее больное сердце.
Но сейчас Лена счастлива. Она влюблена и любима. Вместе с друзьями и любимым Тимуром она приезжает в степь, в старый кишлак. Беда подкралась неожиданно: спасая мальчика, Лена хватается руками за электрический провод…
|
Есть фрагменты подражания фильмам Ф. Феллини ("8 с 1/2", "Кабаре"). Но музыка, конечно же, на уровне!
Но сейчас не об этом. Не будем обсуждать высокохудожественные достижения фильма.
Про то о чем этот фильм. Вся эта атмосфера 60-х, начала 70-х, запечатленная в этом фильме, для тех кто родился в то время, да и еще и в Узбекистане - это нечто! Про дух того времени, переданный в этом фильме. А это что-то значит. И можно закрыть глаза на весь смысловой ряд.
Фильм навевает такую ностальгию!
Летняя жара. Там есть фраза мужика, когда он выпивает стакан газировки (в начале фильма) и говорит: "8-ой стакан, пора брать отпуск...." Это что-то нечто. И от этой только фразы в душе что-то ёкает.
Только те, кто родился в Средней Азии и провел там детство (и не только) - поймет о чем это он говорит. И хочется на месте этого мужика опрокинуть стакан той холодной газировки на голову.
Июль месяц - там это время называется у узбеков щилля. Это самое жаркое время лета, когда асфальт плавится, а на обочинах дорог лежит пыль, на которую если ступить, то, как в пух вступаешь и утопаешь по щиколотку, а на солнце без головного убора долго не походишь. Строители днем не работали, т.к. можно было заработать солнечный удар. Металлический инструмент, который полежал на солнце голыми руками взять уже было невозможно.
Да и у нас пацанов не редкость было кровотечение из носа из-за перегрева на солнце. Но, все равно, бегали босиком, в одних трусах. Кто был покруче - в шортах. Дождь летом - это вообще большая редкость.
Фрукты на базаре - копейки. Ездили на речку купаться. А чаще всего ходили на ближайший завод - там был противопожарный резервуар. Туда и ныряли. Никакого охранного режима. Сачками там же ловили дафний для корма аквариумных рыбок.
Старушки узбечки тогда еще многие ходили в парандже.
Помню, был день -жара 46 гр. по Цельсию в тени. Это было нечто! Но такую жару в тех условиях было перенести легче из-за практически нулевой влажности, чем в средней полосе России 30 гр.
Кто жил там в те времена - обратите внимание на номера машин, когда они едут в кишлак к бабушке. Номера ферганские.
Конечно, много можно говорить о той жизни там.Чтобы все это понять, надо там родиться и провести детство. Жаль, что жизнь так повернула, сделала людей более озлобленными, обострилась межнациональная рознь. Хотя и тогда местное население давало понять кто в доме хозяин. А, в общем, жили мирно и дружно.
А так, конечно, один из любимых фильмов. Для ностальгии то, что надо . Время от времени пересматриваю. У этого режиссера такой же подобный фильм есть - "Влюбленные" . Снятый на волне "Нежности". тоже замечательный фильм! И, кстати, более наполненный смыслом.?